Управление ФНС России по г. Москве, в соответствии с полученными разъяснениями ФНС России в отношении компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, для принятия к сведению и использованию в работе направляет следующую информацию.
Согласно пункту 2 статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 №573.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации, уполномоченный орган в 2-недельный срок с даты представления конкурсным управляющим в установленном порядке документов согласно утвержденному перечню, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 данного Положения.
Учитывая изложенное, уполномоченный орган осуществляет компенсацию только фактических расходов конкурсного управляющего в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, утвержденным приказом ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 № САЭ-3-19/80@/53/34н (далее - Приказ).
Вместе с тем, Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 573 и Приказ не содержат ограничений по возникновению между конкурсным управляющим и саморегулируемой организацией гражданско-правовых отношений в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, при проведении конкурсным управляющим процедуры банкротства отсутствующего должника.
Таким образом, оснований для неприменения института обязательства в гражданско-правовых отношениях, возникающих между конкурсным управляющим и саморегулируемой организацией при проведении конкурсным управляющим процедуры банкротства отсутствующего должника законодательством Российской Федерации не установлено.
В этой связи, представление конкурсным управляющим вместе с заявлением и документами, согласно вышеупомянутому перечню, договора займа, в соответствии с которым саморегулируемая организация (заимодавец) передает в собственность конкурсному управляющему (заемщику) деньги, а конкурсный управляющий обязуется возвратить саморегулируемой организации сумму займа, и договора поручения, в соответствии с которым саморегулируемая организация (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет конкурсного управляющего (доверителя) определенные действия, связанные с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, может являться подтверждением осуществления конкурсным управляющим расходов, установленных Приказом, при проведении процедуры банкротства отсутствующего должника.
И.о. руководителя,
Государственный советник
Российской Федерации 3 класса Г.А. Суворова