На первую

Пассажиры отказались от замены рейса после пожара двигателя // ВС поддержал право на компенсацию стоимости билетов

При взлете самолета загорелся двигатель. Может ли потребитель отказаться от замены рейса и вернуть оплату? Может, решила гражданская коллегия Верховного суда (ВС), ведь такой отказ является вынужденным, а не добровольным, как посчитали нижестоящие инстанции, которые не стали взыскивать стоимость авиабилетов.

Елена Воробьева и Динар Хафизов с тремя маленькими детьми в 2018 году собрались в отпуск и купили путевку в Сочи. Но при взлете у самолета загорелся двигатель. Самолет совершил экстренную посадку, пассажиров эвакуировали, никто не пострадал (см. заметку «Интерфакса»). От замены рейса Елена Воробьева и Динар Хафизов отказались «в связи с испытанным стрессом». Они купили билеты на поезд и потребовали от туроператора вернуть деньги за авиабилеты, возместить покупку железнодорожных билетов, расходов на такси, моральный вред. Но суды отказали истцам, так как от замены рейса они отказались добровольно.

Гражданская коллегия ВС с этим не согласилась (дело рассмотрено 14 июля). Судьи обратили внимание, что истцы отказались от замены рейса из-за сильного стресса, пережитого в результате авиаинцидента, а также возникшего страха за жизнь и здоровье своих детей. По Закону об основах туристской деятельности[1] турист имеет право на обеспечение личной безопасности, возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора. Но суды не оценили обстоятельства инцидента на предмет их безопасности для жизни и здоровья пассажиров и соответствия условиям договора. Без этого отказ в компенсации нельзя считать правильным, полагает ВС.

Кроме того, по Закону о защите прав потребителей[2] потребитель вправе отказаться от услуги и потребовать возмещения убытков, если в оказанной услуге есть недостатки. Применительно к воздушным перевозкам в Воздушном кодексе и правилах перевозки[3] есть перечень случаев, когда отказ считается вынужденным. Например, болезнь пассажира или члена его семьи, задержка рейса, необеспечение стыковки рейса. В таких случаях перевозчик делает специальную отметку на билете.

Но перечень не исчерпывающий, подчеркивает ВС. Пассажир может отказаться от перевозки и в других случаях. Поэтому суды должны были выяснить обстоятельства, послужившие причиной отказа истцов от полета на резервном самолете. А именно: серьезный авиационный инцидент, видимый пожар двигателя, аварийная посадка и аварийная эвакуация пассажиров, а также представленные истцами заключения невролога о наличии у детей стресса и его последствиях.

Гражданская коллегия отправила дело на пересмотр в апелляцию.

Источник: Закон.ру©

Первая публикация: 14.08.2020 12:52 , Обновление: 14.08.2020 12:59